Эржена Эрхитуева
Национализм «истинный»
и «ложный»
Без точного понимания «истинного» и «ложного» национализма невозможно сохранение целостности государства. Но как отличить национализм, без которого невозможно самопознание нации и сохранение национальной культуры, от национализма, из-за которого гибнут тысячи невинных людей?
Забайкальский край. Город Чита. Сижу перед отъездом в местном кафе и вижу такую интересную картину. Пара молодых людей европейской внешности, крепкие, как герои голливудских боевиков, устроили перепалку с сухощавым парнем с азиатскими чертами лица. В ход шли не только кулаки и размашистые пинки, но оружие и пострашнее — нескончаемый поток словесных помоев, которые по обыкновению оставляют неприятный запашок и по прошествии длительного времени.

Дьявол, как известно, кроется в деталях. Двое белокурых парней кричали: «Понаехали, вас, как тараканов, развелось, куда ни плюнь везде ваши рожи!» — «понаехавший» был китайцем. Небольшого роста, с черными, как смоль, волосами и такими же беспросветно черными глазами, он искренне не понимал причину столь враждебного отношения к себе. К слову, «понаехавшими» можно назвать и самих белокурых ребят, поскольку первыми жителями Забайкальского края были представители монголоидной расы. Как же можно было описать сложившуюся ситуацию одним словом? «Чистой воды национализм!»,— скажете вы и будете отчасти правы, но только отчасти, потому что национализм имеет разные формы.
Что такое «истинный» национализм?
Сегодня в массовом российском сознании понятие «национализм» имеет негативный окрас, являясь синонимом слов «шовинизм», «ксенофобия», «нетолерантность». На самом деле, это особая идеология, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе и об отстаивании интересов этой нации. Нация, в свою очередь, это совокупность граждан одного государства. Русская же нация всегда состояла из различных этносов, то есть понятие «русский» несет в себе не этническую характеристику, а принадлежность к земле. «Россия — это нация наций», — говорит этнолог и историк В.А. Тишков.
Валерий Александрович Тишков— советский и российский историк, этнолог, социальный антрополог
Тишков назвал Российскую Империю империей особого рода, поскольку в ней не было ни имперской нации, ни разделения на метрополию и колонизируемую периферию. Например, согласно историческим источникам (грамотам, наказам, адресованным ясачным сборщикам и предводителям землепроходческих отрядов, отчётам чиновников) осуществлять подчинение коренных жителей Сибири и Дальнего Востока рекомендовалось «ласкою, а не жесточью». После присоединения эвенки , ительмены, алеуты, нанайцы и другие малые народности стали развиваться быстрее в области хозяйства и культуры. Особую роль в просвещении местного населения сыграла Русская православная церковь. Священники и миссионеры должны были заслужить доверие «инородцев». Некоторые миссионеры, освоив местные языки, стали совершать на них богослужение для христианизации населения, а также заботились об устройстве школ.«Истинный» национализм никогда не существовал на базе ущемления прав этнических меньшинств. Об этом же говорит и великий русский философ И.А. Ильин.

Остяки
Один из коренных народов Западной Сибири (из книги Г.-Т. Паули «Этнографическое описание народов России»)
Русский национализм есть не что иное, как любовь к этому исторически сложившемуся духовному облику и акту русского народа; он есть вера в это наше призвание и в данные нам силы; он есть воля к нашему расцвету; он есть созерцание нашей истории; нашего исторического задания и наших путей, ведущих к этой цели; он есть бодрая и неутомимая работа, посвященная этому самобытному велиию грядущей России. Он утверждает свое и творит новое, но отнюдь не отрицает и не презирает чужое. И Дух его есть дух Иоанновского христианства, христианства любви, созерцания и свободы, а не дух ненависти, зависти и завоевания. Так определяется идея русского национализма.
И.А. Ильин
Иван Александрович Ильин — русский философ, писатель и публицист, большой вклад внес
в разработку русской национальной идеологии
Чем опасен «ложный» национализм?


Ильин отмечал и существование «больной и извращённой» формы национализма, которую можно назвать «ложной». Она отрицает равноправие. У известного русского лингвиста Н.С. Трубецкого было свое определение подобной формы, которую он назвал «эгоцентрической».


Человек с ярко выраженной эгоцентрической психологией бессознательно считает себя центром Вселенной, венцом создания, лучшим, наиболее совершенным из всех существ. Из двух других существ, то, которое к нему ближе, более на него похоже, — лучше, а то, которое дальше отстоит от него, — хуже. Поэтому, всякая естественная группа существ, к которой этот человек принадлежит, признается им самой совершенной. Его семья, его сословие его племя, его раса — лучше всех остальных, подобных им.
Н.С. Трубецкой
Николай Сергеевич Трубецкой — русский лингвист, философ, этнолог
«Ложный» национализм становится причиной бесконечных войн, конфликтов, смертей ни в чем не повинных людей, морального разложения и разрушения государственной целостности. Во время двух балканских войн перед Первой мировой войной недавно сформированные независимые страны потеснили турок с европейской территории, изгнав огромное количество мусульман за пределы своих вновь установленных границ. В борьбе за раздел «турецкого наследства» Болгария, Сербия, Греция, Черногория, когда-то бывшие союзники, устроили вооруженный конфликт. В него быстро втянулись все соседние государства, что стало причиной гибели 140 000 человек.

В период с весны 1915 года по осень 1916 произошел геноцид армян в Османской империи после представления законопроекта «О депортации подрывных элементов». Депортацию сопровождали массовые убийства и издевательства. Наибольшей жестокостью отличаются события в Ванской области, где наместником был Джевдет-бей. Его отряд прозвали батальоном мясника из-за любви к зверствам. Очевидцы упоминают о случаях насилия над армянскими девушками, а также об использовании их в качестве живого подарка высокопоставленным чиновникам. Были уничтожены десятки тысяч священных книг и писаний, культурное наследие армян понесло огромные потери. В Армении эти события называют «Мец Егерн» (Великое Злодеяние). Действительно, кроме как огромным злом, это назвать нельзя.
Во время геноцида многие армяне погибали от изнеможения и издевательств
В годы Второй мировой войны фашизм привел к массовому истреблению евреев, которых считали наиболее «опасными», так как они вносят «порчу» в здоровое тело нации и пытаются тайно захватить власть на ней. Гитлер был ослеплен идеей совершенства и уникальности «арийской» расы, которая вбирала, по его словам, самые лучшие характеристики. Он категорически отрицал равноценность других народов, считая их «отбросами». К низшим расам кроме евреев также относились славяне, азиаты, цыгане и др. Идея превосходства одной расы над другими привела к самой кровопролитной войне, где погибло от 50 до 80 млн человек.
Истощённые заключённые концлагеря Эбензее (Австрия) 7 мая 1945 года
После окончания войны миллионы немецких граждан были изгнаны из вновь образованных стран – Чехословакии и Польши. А в 1947 г. произошли массовые убийства индусов и мусульман вследствие бытового насилия, когда Индия и Пакистан стали независимыми государствами. К сожалению, этот список можно продолжать еще очень долго, поскольку проявления «ложного» национализма разнообразны и по сей день.

Необходимо понять одно: национализм не может и не должен быть в плену радикальных концепций, идей «богоизбранности» и исключительности одного народа. Он призван объединять всех, кому небезразлично будущее страны и совершенно не важно, к какому этносу человек принадлежит и какие религиозные взгляды он разделяет. Только путем преодоления
«эгоцентричности», незнания и ложных представлений возможно построить здоровое и полноценное общество. О том же говорит и Н.С. Трубецкой.
Долг всякого … народа состоит в том, чтобы, во-первых, преодолеть всякий собственный эгоцентризм, а во-вторых, оградить себя от обмана «общечеловеческой цивилизации»...Этот долг можно формулировать двумя афоризмами: «познай самого себя» и «будь самим собой». Борьба с собственным эгоцентризмом возможна лишь при самопознании. Истинное самопознание укажет человеку (или народу) его настоящее место в мире, покажет ему, что он — не центр Вселенной, не пуп земли. Но это же самопознание приведет его и к постижению природы людей (или народов) вообще, к выяснению того, что не только сам познающий себя субъект, но и ни один другой из ему подобных не есть центр или вершина. От постижения своей собственной природы человек или народ путем углубления самопознания приходит к сознанию равноценности всех людей и народов. А выводом из этих постижений является утверждение своей самобытности, стремление быть самим собой. И не только стремление, но и уменение. Ибо тот, кто самого себя не познал, не может, не умеет быть самим собой.
Н.С. Трубецкой